Обязательное страхование пациентов: тонкости законопроекта

В середине апреля 2013 г. Министерство здравоохранения РФ предложило вернуться к общественному обсуждению разработанного около двух лет назад прежним составом министерства проекта закона «Об обязательном страховании пациентов при оказании медицинской помощи» и принять его за основу для развития системы страхования от врачебных ошибок.

28 июня 2013 года Национальной медицинской палатой по инициативе Министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой был проведен круглый стол по обсуждению проекта закона «Об обязательном страховании пациентов»

Для обсуждения подходов к страхованию рисков при оказании медицинской помощи был привлечён широкий круг экспертов – представителей профессиональных общественных, медицинских и страховых организаций, а также органов власти:

  • Л.М. Рошаль (президент Национальной медицинской палаты)

  • C.Б. Дорофеев (заместитель председателя комитета ГД по охране здоровья, вице-президент НМП)

  • Н. Н. Стадченко (председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования)

  • А.В. Грот (председатель Ассоциации частных многопрофильных клиник Москвы)

  • Т.В. Нижегородцев (начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России)

  • В.П. Емельянцев (заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ)

  • А.А. Старченко(председатель комитета независимой экспертизы Национальной медицинской палаты, член правления Лиги зашиты прав пациентов)

  • О.В. Рябинина (исполнительный директор Свердловской врачебной палаты)

  • Л.В. Кузенец (заместитель руководителя правового департамента Минздрава России)

Мнение Ассоциаций частных клиник Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода представлял Александр Грот, передавший сформированные предложения членов Ассоциации заместителю председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергею Дорофееву.

Согласно консолидированному мнению участников круглого стола, представленный закон следует отклонить исоздать совместно с Министерством здравоохранения комиссию по разработке новой концепции страховании рисков при оказании медицинской помощи. Не поддержали проект закона также представители Профсоюзов работников здравоохранения РФ и Росздравнадзора.

Для обсуждения подходов к страхованию рисков при оказании медицинской помощи Национальной медицинской палатой был привлечён широкий круг экспертов – представителей профессиональных общественных, медицинских и страховых организаций, а также органов власти. По мнению ЛеонидаРошаля, бесспорно, нужно принимать закон, который защищает пациента от некачественной медицинской помощи, а врача – от исков. Однако, предложенный проект не соответствует решению ни первой, ни второй задачи.«О том, что в центре всего стоит пациент, говорится только в названии, но не в концепции этого закона», –считает Президент НМП.

Основная проблема представленного проекта закона – это плохо проработанная концепция и подходы к страхованию. Разработчики проекта определили ограниченное число страховых случаев при которых осуществляется выплата – это наступление инвалидности и смерти. При этом механизмы определения причинно-следственной связи между врачебной деятельностью и страховым случаем абсолютно непрозрачны и не исключают манипуляций, делая для пациента невозможным получение выплат по страховке, устанавливаемой в данном проекте закона.

Полностью остались за скобками в законопроекте, по мнению присутствующих,вопросы и механизмы его финансовогообеспечения– кто платит, сколько и в каких ситуациях.

Участникам круглого стола также не понятно, как в финансовые взаимоотношения законопроекта встроена медицинская организация.НаталияСтадченко, председатель Федерально фонда обязательного медицинского страхования, в частности, обратила внимание на то, что вынесение решения по иску судом о выплате медучреждением миллионной и более суммы может парализовать деятельность всего лечебного учреждения в части закупки медикаментов и выплаты заработной платы. «Получается, что ранее оказанная некачественная медицинская помощь приведет к некачественной медицинской помощи всех, находящихся на сегодняшний день в лечебных учреждениях. Поэтому закон важен и нужен. Безусловно, надо находить точки соприкосновения»,– сказала она.

В обсуждении финансовой стороны законопроекта Александр Грот председатель Ассоциации частных многопрофильных клиник Москвы также поднял вопрос о негосударственных лечебных учреждениях: «Если говорить о негосударственном здравоохранении, то это пройдет за счет акционеров и средств собственников, что также отразится на цене для налогоплательщиков. Все правильно. Здесь надо предусматривать меры дополнительной компенсации для негосударственного здравоохранения.»

Жесткую критику участников вызвал и вопросвиновности или невиновности медицинской организации и врачей.

К страхованию от врачебной ошибки, предложенной в проекте закона, это, по мнению экспертного сообщества, не имеет ни какого отношения. По мнению Ольги Рябининой, исполнительного директора Свердловской врачебной палаты, в определении законопроекта абсолютно некорректно представлено понятие врачебной ошибки: «Врачебная ошибка – это добросовестное заблуждение врача, основанное на несовершенстве самой врачебной науки и ее методов, или в результате атипичного течения болезни, или недостаточной подготовки врача, если при этом не обнаруживается элементов халатности, невнимательности или медицинского невежества. В проекте же закона определено, что это любое, повлекшее независимо от вины медицинской организации или ее работника, причинение вреда жизни и здоровью пациента. Уместно же рассматривать отдельно дефекты медицинской помощи и действия врача, повлёкшие негативные последствия для здоровья пациентов, без наличия вины в действиях доктора. И выстраивать логику проекта надо исходя из этого». Ее поддерживает Александр Грот: «Понятно, что порой врачи делают все возможное для спасения жизни пациента, но его состояние уже связано с необратимыми процессами или с каким-то тяжелый состоянием. Мировая практика говорит о целесообразности страхования профессиональной ответственности. Можно сказать, что отчасти при этом возникает некое экономическое мотивирование для постоянного повышения квалификации.»

Тимофей Нижегородцев, начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России, отметил, что сейчас отсутствует оценочный инструментарий, который позволил бы определить – была ли врачебная ошибка или нет. По его мнению, «если медицинский работник виновен в причинении вреда, то это уголовная ответственность. Закон же, давая такое определение врачебной ошибки, просто напросто прикрывает недобросовестных медицинских работников. Чтобы ты не делал – все застраховано, и пациент получит возмещение».

Большинство участников обсуждения высказались за созданиецелостной страховой системы одним из важных элементов которой должно стать страхование профессиональной ответственности врача. С 2015 года деятельность каждого врача станет лицензируемой и он станет субъектом права!