Об изменениях в систиеме аккредитации медиков

В Москве состоялся Внеочередной съезд Национальной медицинской палаты. Около 2 тысяч делегатов из 83 регионов РФ приехали принять участие в его работе. Цель съезда - разработка практических решений по самым важным на сегодня отраслевым проблемам.

По итогам съезда НМП было вынесено ряд принципиальных предложений. В частности, участники съезда считают, что принцип аккредитации медицинских работников должен быть таким: "Образовательные учреждения учат, профессиональные ассоциации принимают в профессию".

Кадровые проблемы здравоохранения и совершенствование вузовского и послевузовского образования стали еще одной из основных тем повестки дня внеочередного съезда Национальной медицинской палаты.

Евгений Шляхто, вице-президент НП «Национальная медицинская палата», отметил возрастающую роль профессиональных общественных организаций и активное участие Национальной медицинской палаты в решении кадровых вопросов отрасли. Палата является инициатором и основным исполнителем проведения пилотного проекта в области непрерывного медицинского образования, участвует в разработке клинических рекомендаций и протоколов, в создании профессиональных стандартов, основанных на квалификационных категориях. Также Палата начала проведение профессионально-общественной аккредитации программ среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования (программ профессионального обучения) в сфере здравоохранения. Этими полномочиями ее наделил Национальный совет при Президенте РФ.

Вместе с тем, роль профессиональных сообществ необходимо однозначно усиливать, и одним из направлений работы Палаты должна стать аккредитация медицинских работников.

«Аттестация и аккредитация должны проходить с активным участием профессионального сообщества. Вузы готовят, а профессиональные общественные организации оценивают. По уровню компетенции, составу и организации внутренней работы НМП должна стремиться исполнять роль головной организации в своей отрасли, определять стратегию и тактику в области подготовки кадров и практической деятельности», – отметил Евгений Шляхто.

Ирина Купеева, заместитель директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России, в своем выступлении осветила планируемый процесс аккредитации. Она напомнила, что предполагается несколько видов аккредитации. Первичная аккредитация проводится в целях определения готовности к осуществлению деятельности после освоения основной образовательной программы высшего образования или среднего профессионального образования. Первичная специализированная аккредитация проводится после окончания программ ординатуры, после освоения новой квалификации и новых навыков в рамках своей квалификации (специальности). Повторная аккредитация осуществляется после прохождения пятилетних программ непрерывного профессионального развития. Аккредитация проводится экзаменационной комиссией, в состав которой входят представители профессионального сообщества, работодателя, образовательной организации.

При Минздраве России обсуждено и одобрено к реализации решение о формировании Национального центра аккредитации врачей и лиц с иным высшим немедицинским образованием, а также Национального центра аккредитации среднего медицинского персонала. «Рабочим» аппаратом предполагается определить образовательные организации, на базе которых будут развернуты окружные аккредитационные центры, непосредственно проводящие процедуру аккредитации специалистов. Предполагается высокая роль профессиональных общественных организаций и в работе Центральных экзаменационных комиссий и окружных центров.

«Только общественные организации, объединяющие лучших специалистов в отрасли, могут определить, какими именно навыками и умениями должен обладать специалист. Профессиональные общественные организации участвуют в непрерывном медицинском образовании, разрабатывают клинические рекомендации и профессиональные стандарты, постоянно обновляют их, а значит, должны сразу обновляться и контрольно-измерительные материалы для тестирования при аккредитации. Мы видим, как быстро появляются и внедряются в практику новые знания. Поэтому вся система аккредитации должна быть гибкой. Именно профессионально-общественные организации должны определять соответствие аккредитуемых специалистов профессиональным стандартам. Необходимо сформировать действительно независимую объективную систему оценки знаний и умений, чтобы избежать неизбежного давления заинтересованных сторон», – считает Евгений Шляхто.

Среди предложений участников съезда по решению кадровых проблем отрасли и повышению качества образования следующие:

- Министерству здравоохранения РФ активизировать работу по переходу к постоянному послевузовскому образованию с внедрением кредитной системы. За основу взять положение: образовательные учреждения учат, профессиональные организации – принимают в профессию;

- Министерству здравоохранения РФ совместно с Национальной медицинской палатой вводить аккредитацию специалистов поэтапно и постепенно, с сохранением системы аттестации и сертификации до полного перехода на аккредитацию;

- Национальной медицинской палате совместно с Министерством здравоохранения и Государственной Думой разработать предложения по внесению изменений в законодательство касательно уточнения правового статуса клинических рекомендаций (протоколов) лечения больных (порядок разработки таких документов, их утверждение и применение).

Мнение участников съезда по вопросам образовательной политики распределились следующим образом:

- 52,5% участников съезда частично удовлетворены качеством последипломного образования (13,5% удовлетворены полностью, а 34% – полностью не удовлетворены);

- 86,3% участников съезда поддерживают в качестве временной меры распределение в практическое здравоохранение выпускников вузов, обучающихся за государственный счет (10,1% не поддерживают, а 3,6% затруднились с ответом);

- 81,8% участников съезда не считают правильным ликвидацию интернатуры и субординатуры ( 11,9% поддержали сокращение и сочли эту меру правильной, 6,3% затруднились с ответом);

- 87,5% участников съезда согласны с тем, что необходимо улучшить последипломную подготовку и усилить роль профессиональных медицинских организаций в вопросе допуска к профессии;

- 63,9% не видят существенной разницы между вводимой системой аккредитации перед аттестацией и сертификацией (25,5% эту разницу видят, и 10,6% затруднились с ответом).

Источник: zdrav.ru