Про ожидания пациентов от врачей

Валерий Панюшкин: "Добрый доктор" 

Я не менее двадцати лет пишу про здравоохранение. И должен вам сказать, что роль медицины в России странная, очень странная. Огромное множество людей не ждет от доктора ни исцеления, ни облегчения страданий, ни даже просто врачебного поведения, а ждет весьма нерациональных и весьма эксцентрических поступков.

Это наше странное отношение к медицине выражается даже и в поэзии. Вернее, мне кажется, популярными становятся именно те поэтические строки, посвященные врачам, которые выражают странное отношение к медицине, свойственное россиянам.

Помните доктора Айболита? Он пришил зайчику ножки, и тот опять побежал по дорожке, помните? Так вот всерьез российский пациент относится только к хирургии и только хирургию из всех медицинских дисциплин всерьез уважает. Терапию никакую не ставит ни в грош, сам себе назначает таблетки, меняет препараты и дозировки, не посоветовавшись с врачом, и только скальпелем самолечиться побаивается. Правда, обязательно требует от хирургов чуда. Зайчик с пришитыми ножками в представлении наших с вами сограждан, насколько я их знаю, должен чуть ли не с операционного стола вскочить и побежать по дорожке, весело повизгивая. Реабилитационный период не берется в расчет, я не видал в России пациента, который считал бы послеоперационный уход и реабилитацию важными элементами лечения. Зайчик должен бежать по дорожке сразу. А в свободное от операций время врач, подобно доктору Айболиту, должен с самоотверженностью ставить и ставить пациентам градусники, и в этих медицинских манипуляциях достаточно самоотверженности — рациональность не важна.

Не менее известные поэтические строки гласят: «Если я заболею, к врачам обращаться не стану, обращусь я к друзьям, не сочтите, что это в бреду: постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом, в изголовье повесьте упавшую с неба звезду».

На самом деле обращаются, конечно же, к врачам, но ждут от них не правильного диагноза и корректного следования протоколу лечения, а всего вот этого поэтического — степи в качестве постельного белья, тумана вместо занавесок на окнах, ну и, разумеется, звезды в изголовье. Пациентов, конечно, нельзя винить в этакой иррациональности. Они плохо себя чувствуют, и рациональности от них требовать грешно. Но есть же ведь у пациентов родственники, они-то должны держать себя в руках.

Тем не менее на пациентских форумах и в моей личной почте больше всего запросов именно на чудесное, таинственное и поэтическое, а вовсе не на методики с доказанной эффективностью. Люди требуют применить к ним гамма-нож, отправить к китайскому мастеру акупунктуры Ки, который, говорят, в годы культурной революции работал дворником, но пережил тяжелые времена и, несмотря на преклонный возраст (ему должно быть лет сто двадцать, по моим расчетам), успешно практикует. Довольно часто просят направить к знаменитому алтайскому шаману Никодиму, каковой закапывает пациентов в землю, как Саида из фильма «Белое солнце пустыни». Только Саида закапывали в злой азиатский песок, а шаман Никодим закапывает пациентов в мать-сыру-землю, и та исцеляет от всех болезней.

Но главное требование к врачу — чтобы преодолевал трудности. Помните, чем занят доктор Айболит на протяжении почти всего длинного стихотворения о нем? Он плывет сквозь бурю, пробирается сквозь джунгли, противостоит ужасному Бармалею. Преодолев же трудности, сострадательно склоняется к пациенту.

А в песне группы «Ноль», которая была популярна в годы моей юности, «доктор едет-едет сквозь снежную равнину, порошок заветный людям он везет».

Жутковато писать об этом, но мы не ждем от врача врачебного поведения, не ждем следования протоколу лечения, а ждем, чтобы он прорвался сквозь снежную равнину, склонился сострадательно и дал заветный порошок.

На самом деле ничего героического доктор делать не должен, и это даже вредно, если вдруг делает. Доктор должен обладать современными знаниями по своей специальности, обследовать пациента, придерживаясь научно-обоснованных алгоритмов, поставить диагноз и лечить, применяя методики, эффективность которых научно доказана.

Скучновато, да?

Источник: http://snob.ru