Телемедицина: как новый закон изменит рынок медицинских услуг в России?

Телемедицина

В пятницу, 21 июля, Госдума в третьем, окончательном, чтении приняла закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», впервые в истории российского здравоохранения вводящий в правовое поле оказание телемедицинских услуг. До вступления в силу закон должен быть утвержден Советом Федерации и Президентом РФ, но на этих этапах серьезные правки уже, как правило, не вносятся. Vademecum решил опросить участников формирующегося рынка телемедицинских услуг о том, как новый закон повлияет на их работу. В целом отношение положительное, однако многие отмечают, что это лишь первый шаг в верном направлении, в дальнейшей проработке нуждается как сам закон, так и многие подзаконные акты. Например, как оказалось, медицинские учреждения Москвы дистанционные услуги предоставлять не смогут – необходимо менять местное законодательство.

Новый закон вводит в правовое поле понятие телемедицинских технологий и разрешает удаленное взаимодействие «врач – врач» в формате консилиумов и консультаций. Врач может использовать телемедицину для аутентификации пациентов или их представителей, а также в качестве инструмента для удаленного наблюдения. Все действия могут документироваться дистанционно, рецепты на лекарства и медицинскую документацию закон разрешает передавать пациентам в электронном виде.

Эти нормы не совсем оправдали ожидания участников рынка. Они хотели бы, чтобы врач получил право в тех случаях, когда это возможно, дистанционно ставить диагноз и оказывать полноценную медпомощь, а не просто консультировать и наблюдать пациентов, которые уже были у него на очном приеме.

«В текущем виде закон сильно поможет государственному здравоохранению, и это во многом шаг вперед. В то же время законопроект не создает условий для развития телемедицины и сильно затруднит жизнь небольшим компаниям. По нашим ощущениям, и врачи, и пациенты, и технологические компании готовы к более глубокому проникновению телемедицины, включая возможность постановки диагноза и назначение лечения», – рассказал Vademecum руководитель запущенного в апреле сервиса «Яндекс.Здоровье» Григорий Бакунов. По его словам, компания планирует продолжить взаимодействовать с законодателями и экспертами, «чтобы продолжить поступательно развивать законодательство в этой области».

Согласен с «Яндексом» руководитель правового блока Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Искандер Нурбеков: «Закон можно было бы сделать более гибким, сейчас очевидный минус в том, что новые формы взаимодействия между врачом и пациентом придумать будет сложно». Он считает, что принятый документ принципиально не изменит уже существующую практику. «Они сейчас работают без этого [дистанционной постановки диагноза. – Vademecum], и есть спрос, в таком виде это и будет продолжаться», – добавляет Нурбеков. Он отмечает, что шаг вперед – это удаленная корректировка лечения. «Этот инструмент развивает помощь хроническим больным и дает возможность быть на связи со специалистом из другого региона, если пациент был у него на приеме, однако для отдаленных населенных пунктов съездить к доктору в город на первичный прием будет сложно».

Глава получившей инвестиции от группы «Ташир» компании «Мобильные медицинские технологии» (ММТ) Денис Юдчиц напоминает, что «для корректного регулирования оказания медуслуг дистанционно требуется подготовка соответствующих правил, решение вопросов фиксирования ответственности, определение объемов и стандартов оказания помощи в рамках удаленной консультации». По его мнению, телемедицинские сервисы, которые занимаются онлайн-консультированием пациентов, справятся со своими задачами и без диагностики. Он объясняет, что пациентам не всегда нужен диагноз, они обращаются в сервисы «для разъяснения, поддержки, второго мнения, понятного плана лечения или чтобы получить предупреждение врача о тех действиях, которые предпринимать нельзя и порой даже опасно».

Гендиректор сети клиник «Доктор рядом» Александр Пилипчук считает, что закон ставит клиники в более выгодное положение, чем IT-компании и агрегаторы, которые привлекают врачей со стороны. Он объясняет, что после вступления закона в силу «закроется большой сегмент первичных консультаций, когда человек откуда угодно мог позвонить в некий сервис и доктор, если ему было достаточно информации, ставил диагноз и назначал лечение или направлял в клинику. Теперь это будет работать только как медориентирование». В противовес этому, считает Пилипчук, будут активно развиваться «гибридные» клиники, в которые пациент сможет прийти на прием и потом через телемедицину поддерживать отношения с врачом. Он добавляет, что «теперь дистанционные услуги можно называть медицинскими, здесь откроется спектр работы со страховыми компаниями – это большой плюс».

Однако воспользоваться даже теми ограниченными возможностями, которые предоставляет новый закон, смогут не все.

Как рассказала Vademecum заведующая отделением по оказанию платных медицинских услуг Детской городской поликлиники №39 Елена Елканова, по приказу Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ) от 2 октября 2013 года №944 «Об утверждении правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы» платные услуги должны согласовываться с ДЗМ по номенклатуре медуслуг. Однако номенклатура понятия «телемедицина» пока не содержит. Кроме того, заключить договор с посредником, который будет привлекать пациентов через интернет, московская госклиника также не имеет права. «В федеральных документах о платных услугах такого запрета нет, но московские клиники сотрудничать с организациями, предоставляющими платформу для онлайн-консультаций, не могут, а разработать свою платформу для городской поликлиники на сегодняшний день нереально, хотя для педиатрии особенно интересно введение сопровождения пациентов удаленно. Это дети первого года жизни, часто болеющие, а также с тяжелыми хроническими заболеваниями», – говорит Елканова.

Источник: vademec.ru